Единый колл-центр
+7 (800) 250-33-00
звонок по России бесплатный
Обратиться в банк
Москва
115093, Партийный пер., д.1, корп. 57, стр. 2,3
Телефоны: +7(495) 664-73-44, +7(495) 725-59-27,
+7(495) 956-18-98, факс: +7(495) 664-73-43
 
Служба поддержки пользователей «Банк-Клиент» (для юридических лиц)
  • Москва: +7(495) 725-59-53, +7(495) 956-17-24
  • Волгоград: +7(8442) 99-50-32
  • Волжский: +7(8443) 24-10-52
  • Все города: 8(800) 250-33-00
Электронный адрес технической поддержки обслуживания юридических лиц с помощью системы  «Банк-клиент»: dbo@ns-bank.ru
Время работы Службы поддержки пользователей «Банк-Клиент» (для юридических лиц) пн.-чт. с 9:00 до 18:00, пт. с 9:00 до 17:00
Вопросы и ответы

В целях исполнения Федерального закона 161-ФЗ от 27 июня 2011г. «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств обязан осуществить проверку наличия признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, а именно без согласия клиента или с согласия клиента, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием, до момента списания денежных средств клиента.

В каких случаях банк приостанавливает перевод клиента?

Банк обязан проверять операции своих клиентов на признаки мошенничества, включая совершение переводов, которые они делают под влиянием злоумышленников (часть 3.1 статьи 8 Федерального закона № 369-ФЗ).
Признаки осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента утверждены Приказом Банка России от 27 июня 2024 г. № ОД-1027. Определены шесть признаков мошеннических операций.
При выявлении операции, соответствующей хотя бы одному из них, банк обязан на два дня приостановить перевод денег или отказать клиенту в совершении операции (для операций с использованием платёжных карт, переводов электронных денежных средств или переводов с использованием сервиса быстрых платежей).
При этом банк должен незамедлительно уведомить клиента о том, что операция не прошла, а также сообщить о возможности подтвердить перевод (дать согласие) не позднее одного дня, следующего за днём его приостановления, или совершить повторную операцию на те же реквизиты и аналогичную сумму.
Подтвердить операцию клиент, может дождавшись звонка из Банка:
номер телефона для входящих звонков из Банка для юридических лиц: +7(495)-725-59-53;
номера телефонов для входящих звонков из Банка для физических лиц:
+7(495)-664-73-44, +7(383)-335-88-11
Если клиент дал согласие на перевод или совершил операцию повторно, то банк обязан незамедлительно исполнить распоряжение клиента, за исключением случая, когда сведения о получателе денежных средств содержатся в базе данных Банка России «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента».
Если клиент не подтвердил операцию или не совершил её повторно, то она считается несовершённой и деньги остаются на счёте плательщика.

Когда банк обязан приостановить перевод на два дня, даже несмотря на согласие клиента?

При наличии сведений о получателе денег в базе данных Банка России «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента» банк обязан на два дня приостановить перевод денег или отказать клиенту в повторной операции (для переводов с использованием платежных карт, переводов электронных денежных средств или переводов с использованием сервиса быстрых платежей) (часть 3.10 статьи 8 Федерального закона № 369-ФЗ).
При этом банк обязан незамедлительно сообщить клиенту о приостановлении операции (отказе в её совершении), причинах и сроках её приостановления.
Если после двухдневного периода охлаждения клиент не отказался от перевода или совершил последующую повторную операцию на те же реквизиты и ту же сумму, то банк обязан незамедлительно исполнить перевод (операцию) при отсутствии иных установленных законодательством ограничений (часть 3.11 статьи 8 Федерального закона № 369-ФЗ).
В таком случае, когда банк выполнил предусмотренные законом меры по защите клиента от мошеннической операции, банк не вернёт клиенту деньги за перевод на счёт злоумышленника (часть 3.13 статьи 8 Федерального закона № 369-ФЗ).

В каких случаях банк вправе заблокировать клиенту доступ к электронному средству платежа (ЭСП), а в каких - обязан это сделать?

Банк вправе приостановить доступ к ЭСП (например, к банковской карте, онлайн-банкингу) в том случае, если сведения о клиенте или его ЭСП содержатся в базе данных Банка России (часть 11.6 статьи 9 ФЗ № 161-ФЗ).
При этом банк обязан это сделать, если в базу данных Банка России поступила информация от МВД России (часть 11.7 статьи 9 ФЗ № 161-ФЗ). Это значит, что правоохранительные органы по факту обращения пострадавшего уже занимаются расследованием факта мошенничества.
В случае приостановления доступа клиента к ЭСП по указанным выше основаниям банк обязан незамедлительно уведомить об этом клиента, а также сообщить о праве клиента подать заявление в Банк России, в том числе через банк, об исключении сведений из базы данных регулятора.
Доступ к ЭСП приостанавливается на период нахождения сведений о клиенте банка в базе данных регулятора. При исключении данных из базы банк обязан незамедлительно возобновить использование клиентом ЭСП и уведомить его об этом.

Как формируется база данных Банка России «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента»?

Банк России формирует базу данных «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента» на основе сведений, которые предоставляют банки и другие участники информационного обмена с регулятором.
В соответствии с законом (п. 4 ст. 27 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе») финансовые организации обязаны противодействовать переводам, которые происходят без добровольного согласия клиента, в частности, под воздействием злоумышленников. Информацию обо всех случаях и попытках таких переводов денежных средств, в том числе тех, по которым клиенты заявили свое несогласие с их совершением, банки передают в Банк России.
Кроме того, в базу данных Банка России могут поступать сведения о мошенниках от МВД России.
Если сведения о вас или вашей организации попали в базу данных Банка России, то банки и другие участники информационного обмена с регулятором вправе приостановить использование вашего электронного средства платежа (платёжные карты, интернет-банк, мобильные приложения) до тех пор, пока информация не будет исключена из этой базы.
В случае, когда сведения поступили в базу данных регулятора от МВД России, приостановка использования электронного средства платежа является обязательной.

Как клиенту банка — физическому лицу обжаловать включение реквизитов в базу данных «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента»?

Это можно сделать двумя способами:
1.    Обратиться с заявлением в любой из банков, клиентом которого он является. Банк обязан перенаправить обращение клиента в Банк России не позднее следующего рабочего дня (при отсутствии основания для отказа в передаче заявления в Банк России).
2.    Направить заявление в Банк России через Интернет-приёмную, выбрав в качестве темы обращения «Информационную безопасность» и соответствующий тип проблемы.
Независимо от способа обращения в заявлении необходимо обязательно указать следующие данные:
•    фамилию, имя и отчество (при наличии);
•    серию (при наличии) и номер документа, удостоверяющего личность;
•    полные и сокращённые (при наличии) названия банков, от которых получена информация о включении сведений в базу данных Банка России, и (или) их банковские идентификационные коды;
•    номера банковских счетов, и (или) платёжных карт, и (или) электронных кошельков;
•    номер телефона.
Дополнительно можно указать в заявлении ИНН, СНИЛС, а также даты заключения договоров об оказании услуг сотовой связи.
Кроме того, если банк полагает, что сведения о его клиенте включены в базу данных необоснованно, то он вправе самостоятельно, без участия клиента, направить в Банк России мотивированное заявление.
Банк России в течение 15 рабочих дней рассмотрит заявление и примет решение о целесообразности исключения реквизитов из базы данных.
 
Заявление для физических лиц

Как юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и лицу, которое занимается частной практикой, обжаловать включение реквизитов в базу данных «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента»?

Это можно сделать одним из двух способов:
1.    Обратиться с заявлением в любой из банков, в котором происходит обслуживание. Банк обязан перенаправить обращение клиента в Банк России не позднее следующего рабочего дня (при отсутствии основания для отказа в передаче заявления в Банк России).
2.    Направить заявление в Банк России через Интернет-приёмную, выбрав в качестве темы обращения «Информационную безопасность» и соответствующий тип проблемы.
Независимо от способа обращения индивидуальному предпринимателю и лицу, которое занимается частной практикой, в заявлении нужно обязательно указать следующие данные:
•    серия (при наличии) и номер документа, удостоверяющего личность;
•    ИНН;
•    номера банковских счетов, и (или) платёжных карт, и (или) электронных кошельков.
Дополнительно вы можете указать в заявлении полные и сокращённые (при наличии) наименования банков, от которых получена информация о включении сведений в базу данных Банка России, и (или) их банковские идентификационные коды, а также номер телефона.
Юридическому лицу в заявлении нужно обязательно указать следующие данные:
•    ИНН;
•    номера банковских счетов, и (или) платёжных карт, и (или) электронных кошельков.
Юридическое лицо может дополнительно представить серию (при наличии) и номер документа, удостоверяющего личность, СНИЛС физического лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, а также полные и сокращённые (при наличии) наименования банков, от которых получена информация о включении сведений в базу данных Банка России, и (или) их банковские идентификационные коды.
Кроме того, если банк полагает, что сведения о его клиенте включены в базу данных необоснованно, то он вправе самостоятельно, без участия клиента, направить в Банк России
Кроме того, если банк полагает, что сведения о его клиенте включены в базу данных необоснованно, то он вправе самостоятельно, без участия клиента, направить в Банк России мотивированное заявление.
Банк России в течение 15 рабочих дней рассмотрит заявление и примет решение о целесообразности исключения реквизитов из базы данных.
 
Заявление для юридических лиц
 
Заявление для индивидуальных предпринимателей

Как клиент узнает о вынесенном Банком России решении по результатам рассмотрения заявления об исключении сведений из базы данных?

Банк России в течение 15 рабочих дней рассмотрит заявление и примет решение о целесообразности исключения реквизитов из базы данных.
Если клиент обращался с заявлением в свой банк, то решение регулятора будет направлено в адрес банка. При этом ответ Банка России кредитная организация обязана сообщить клиенту не позднее следующего рабочего дня.
В случае, когда клиент банка обращался напрямую в Банк России, решение регулятора будет направлено клиенту.
Если банк самостоятельно инициировал процесс обжалования (без участия клиента), то решение регулятора будет направлено в банк.

На какие виды операций не распространяется запрет на зачисление денег при включении сведений о клиенте в базу данных Банка России?

Предусмотренные законом ограничения не касаются зачисления банками заработной платы или социальных выплат (часть 3.15 статьи 8 Федерального закона № 369-ФЗ). Это значит, что даже при наличии счёта в базе данных Банка России кредитная организация должна исполнить соответствующую операцию.
Клиент, в свою очередь, сможет воспользоваться этими деньгами и совершить любую банковскую операцию, но для этого нужно обратиться в отделение банка с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность.

Как исчисляется период охлаждения по банковским переводам?

Двухдневный период охлаждения, во время которого банк не переводит деньги или отказывает в повторной операции, исчисляется c того дня, когда клиент дал согласие на перевод или попытался совершить повторную операцию.

В период действия приостановки использования ЭСП клиент не может воспользоваться деньгами?

Речь идёт о приостановке возможности использования электронных средств платежа — банковской карты или онлайн-банкинга. При этом клиент, информация о котором содержится в базе данных Банка России, может воспользоваться денежными средствами и совершить любые банковские операции, но для этого ему необходимо лично обратиться в отделение банка с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность.